Установка
турбонаддува на "восьмерке" требует минимальных переделок двигателя.
Для владельцев
отечественных легковых автомобилей турбонаддув штука столь же неизведанная, как
обратная сторона Луны. В этом нет ничего удивительного. У наших автозаводов для
освоения наддува времени пока не нашлось – нерешенных проблем и без того выше
крыши. Поэтому мы, конечно же, использовали первую возможность, чтобы
познакомиться с ВАЗ-21083 ”турбо”, созданным специалистами фирмы ”Вист-сервис”.
Доработанная
”восьмерка” внешне отличалась от своих стандартных сестер только легкосплавными
дисками ”Американ рейсинг” с покрышками размерностью 185/65R14. Однако по
одежке лишь встречают…
|
Двигатель ВАЗ-21083 ”турбо”. Из нестандартных деталей видны лишь
увеличенный ресивер системы впрыска и два воздушных патрубка, уходящие в
недра подкапотного пространства. |
|
Стоит сесть за руль
и начать движение, как сразу ощущаешь – это совсем другой автомобиль. Главная
особенность машины, естественно, мотор с турбонаддувом. У этого двигателя
удивительно ровный характер, можно сказать, полное отсутствие свойственной
многим подобным силовым агрегатам резкости. Мотор тяговит в широком диапазоне
оборотов, к тому же крутящий момент передается на колеса с помощью
шестиступенчатой коробки передач и главной пары с передаточным отношением
4,3:1. В результате в городском потоке такая ”восьмерка” позволяет ездить хоть
внатяг, но если ситуация требует использовать ее динамические качества –
пожалуйста.
Имитируем обгон
– надо разогнаться с 60 км/ч до максимальной скорости на высшей передаче.
Нажимаем педаль газа. Двигатель вполне уверенно тянет ”снизу”. Когда же стрелка
тахометра минует 3000 об/мин, негромким свистом напомнит о себе турбина и
интенсивность разгона возрастет. При этом ярко выраженного рывка-подхвата не
происходит – двигатель легко раскручивается до максимальных оборотов. Если же
вы решили показать класс при старте с места – дайте обороты повыше и только
успевайте нащелкивать передачи. Машина способна разогнаться до ”сотни” всего за
10 с небольшим секунд! Сравнительные характеристики ВАЗ-2108 ”турбо” и обычной
”восьмерки” вы найдете в таблице.
Конечно,
читателя интересует объем переделок в двигателе под установку турбокомпрессора.
Исходный силовой агрегат – ВАЗ-21083 с системой распределенного впрыска
топлива. Блок цилиндров, коленчатый вал и шатуны – стандартные. Поршни немецкой
фирмы ”Мале” устанавливают на заказ, но можно оставить и заводские. Рабочий
объем цилиндров прежний – 1500 смз. Распределительный вал и клапаны серийные, а
вот головка блока цилиндров изменена – применение турбонаддува требует
уменьшить степень сжатия. Есть отличия в системе выпуска отработавших газов:
переделана приемная труба глушителя, поскольку присоединена она уже не к
коллектору, а к корпусу турбокомпрессора. Резонатор и глушитель прежние.
Распределенный
впрыск топлива получил ресивер увеличенного размера и нестандартную программу
управления. Скажем, ограничитель оборотов теперь срабатывает при 6200 об/мин.
Есть еще незначительные изменения в системе смазки.
Турбокомпрессор
низкого давления (0,2–0,4 кгс/см2) сделан на чешском предприятии ”ЧеЗет” и
адаптирован для установки на отечественный автомобиль фирмой ”Комби” из
Тольятти. Его монтируют над приводом правого колеса между выпускным коллектором
и приемной трубой глушителя. К компрессору подведены два воздушных патрубка.
Один забирает очищенный воздух от фильтра, другой подает его к ресиверу. Вот,
собственно, и все. Как видим, за исключением самого турбокомпрессора,
оригинальных, дефицитных, дорогих деталей не так-то много, а результат налицо.
Кстати, очень важное замечание: если агрегат выйдет из строя, это ничуть не
помешает двигателю работать – правда, прежней резвости ждать от него уже не
придется..
Теперь коротко о
других узлах. Подвеска ставшего более мощным автомобиля основательно
модифицирована. Верхние опоры передних стоек взяты от ВАЗ-2110. Кронштейны
растяжек – сварные с подушками увеличенной жесткости. Стандартные пружины
заменены на шведские ”Килен”. Передние амортизаторы – газонаполненные
”Кони-спорт” для ВАЗ-2108–2109, а задние – ”Монро-газматик” от БМВ 7-й серии.
Последние рассчитаны на автомобиль большего веса, а значит, лучше перенесут
езду с полной загрузкой багажника или перегрузом. Незначительная потеря
комфорта подвески с лихвой компенсирована отсутствием кренов и продольной
раскачки. К тому же на высоких скоростях автомобиль держит дорогу лучше
серийного.
Сравнительные характеристики автомобилей ВАЗ-21083 и
ВАЗ-21083 ”турбо” |
||
Параметр
|
ВАЗ-21083 |
ВАЗ-21083 ”турбо” |
Мощность,
кВт/л. с. при об/мин |
51,5/70 при 5600 |
78/106 при 5600 |
Максимальный
крутящий момент, Н.м при об/мин |
107 при 3500 |
144 при 4000 |
Максимальная
скорость, км/ч |
155 |
190 |
Разгон
с места до 100 км/ч, с |
13,8 |
10,6 |
Расход
топлива, л/100 км: |
||
при
90 км/ч |
5,5 |
7,7 |
при
120 км/ч |
5,5 |
7,9 |
Интересны
изменения и в тормозной системе: передние и задние колодки немецкой фирмы АТЕ,
тормозные диски увеличенного размера от автомобиля ”Альфа-Ромео-155”. Вакуумный
усилитель отечественного производства доработан – в результате усилие на педали
тормоза стало меньше, а информативность или, если хотите, возможность
контролировать замедление повысилась.
|
Турбокомпрессор притаился за приводом правого колеса. К нему
присоединена приемная труба глушителя и магистраль слива масла в картер
двигателя. |
Есть и другие
новшества. Червячный дифференциал повышенного трения, шарниры равных угловых
скоростей ”Лебро”, сцепление ”ЛуК”, алюминиевая защита картера двигателя и
коробки передач. Желаете комфота? Пожалуйста: регулируемая рулевая колонка от
ВАЗ-2110, передние сиденья ”Кёниг”, полный электропакет, шумоизоляция и т. д.
Сколько стоит
автомобиль? Тот, что был представлен на тест – $15 тысяч. Пожалуй, для
большинства это слишком дорого. Но если вам нужен только турбонаддув, цена
существенно ниже. За установку турбины вместе с доработкой двигателя покупатель
отдаст $3 тысячи, не считая, конечно, стоимости машины.
Что ж, остается
только порадоваться: легкие на подъем тюнинговые фирмы смогли предложить нашим
автомобилистам турбонаддув. Что на очереди?